Строчка о радиоточке

01.09.2003

У проводного радио остались только самые преданные поклонники.

Многие коммунальные услуги, как правило, предоставляются потребителям не в полном объеме (вода, отопление) либо вовсе являются мифическими (уборка лестничных клеток, техническое содержание жилого фонда и др.). Но есть и особая статья - услуги "необязательные".

О пользовании "декоративной" коллективной антенной мы уже писали (см. "ЧН" № 20). Сегодня речь пойдет об услугах проводного радиовещания, которые в квартирной квитанции обычно обозначены как "плата за радиоточку".

Из всех коммунальных платежей этот, пожалуй, меньше всего бьет по карману - всего лишь 14 рублей в месяц. Столь невысокая, в сравнении с другими тарифами, сумма обуславливает и полное отсутствие интереса у граждан: за что перечисляем деньги, кому и зачем? В результате за услугу исправно платят и те, кто любит слушать радио, и кто давно о нем забыл, и даже те, кто во время ремонта убрал мешающие провода и розетку. Попробуем разобраться в достоинствах и недостатках проводного радиовещания и выяснить, так ли необходим нам данный сервис.

"Закат" проводного вещания

Первые радиоточки в квартирах горожан появились в конце 20-х годов прошлого века. А в жизни ленинградцев радио традиционно играло особую роль, работая в режиме постоянного вещания. Возможно, привычка эта сформировалась в блокаду, когда оно было единственным источником информации, связью с внешним миром. Кроме того, именно репродуктор оповещал о воздушных налетах и положении дел на фронтах.

Примерно 30-40 лет назад проводное радио эволюционировало: его "уплотнили" до трех программ, репродуктор сменили трехпрограммники; ими обзавелась примерно половина слушателей. Но как источник информации радио все больше стало проигрывать телевидению, а с начала 90-х годов и вовсе наметился кризис.

Правда, резкий спад интереса к проводному вещанию затронул наш город в меньшей степени, нежели другие российские регионы. С конца 80-х число радиоточек в стране снизилось почти вдвое, в Петербурге - примерно на 25%. По данным ФГУПС "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (РТС), в городе и его окрестностях сегодня насчитывается около 3 млн радиоточек (это примерно 1,6-1,7 млн квартир). Специалисты прогнозируют, что в дальнейшем аудитория (соответственно и количество точек) проводной радиосети будет ежегодно сокращаться на 2-3%. Все это вполне объяснимо. К услугам жителей города и области сегодня свыше 30 эфирных радиостанций, более 15 телеканалов (не считая кабельных и спутниковых) и завоевывающий все большую популярность Интернет. У проводного радио остаются только наиболее консервативные и самые преданные поклонники, в основном пенсионеры.

За что платим?

Все отчисления граждан за радиоточку идут в пользу ФГУПС "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга". Организация - старейшая, достойная, правопреемница первого в нашем городе трансляционного узла. Сегодня РТС занимается обслуживанием своего немалого хозяйства, также предлагает услуги по озвучиванию культмассовых мероприятий, синхронный перевод при проведении симпозиумов, семинаров и т. д. Кроме того, в последние годы организация стремится продвигать коммерческие проекты, пытаясь "объединить" старые радиотрансляционные сети и новые технологии. В частности, в последние 2-3 года специалисты РТС занимаются подводкой волоконно-оптических кабелей к различным предприятиям.

Словом, РТС ведет активную предпринимательскую деятельность. И, похоже, как и в случае с городским антенным хозяйством, абоненты проводного радио в этом активно участвуют. Своими деньгами. Кстати, благодаря более чем полуторамиллионной армии абонентов (хотя почти половина из них - льготники!), общая сумма денежного оборота РТС по самым скромным подсчетам составляет не менее $2-3 млн в год. Руководство предприятия весьма скромно оценивает свои доходы и говорит, что вся прибыль уходит на обслуживание оборудования, трансляцию программ, выплату налогов, аренду помещений и т. п.

А на что же могут рассчитывать пользователи, ежемесячно отчисляя деньги РТС? На бесплатный ремонт. Если радио вдруг замолчало, то, как обещают в ФГУПС, к вам пришлют сотрудника, который все проверит и восстановит вещание. Вот, пожалуй, и все. Добавим, что, как нам рассказали в РТС, такие ремонты - вещь необычайно редкая, и в абсолютном большинстве домов техники в первый и последний раз появлялись лишь тогда, когда там устанавливались радиоточки.

Иметь или не иметь

Специалисты РТС наперебой говорят о несомненных достоинствах проводного радио. И в чем-то они правы. Например, работающая радиоточка незаменима в случае такой напасти, как отключение электричества, или каких-либо стихийных бедствий. Кстати, это в полной мере оценили москвичи, когда полыхнула Останкинская телебашня. После того как в результате пожара наряду с прекращением телетрансляции замолчали и многие эфирные радиостанции, было отмечено резкое увеличение числа слушателей проводного вещания. Так что, даже если вы "продвинутый пользователь", держать репродуктор (хотя бы в кладовке) как раз для таких экстренных ситуаций, наверное, не помешает.

Кстати, радиотрансляционные сети - элемент инфраструктуры управления страной при чрезвычайных обстоятельствах. По крайней мере так провозглашалось ранее, и программы по радио когда-то транслировались не для "развлекухи", а для того, чтобы население эту систему оповещения держало постоянно включенной. До сих пор формально действуют постановление, согласно которому оборудование радиоточек обязательно во всех новых и реконструируемых домах. Правда, строители не всегда выполняют эти правила.

Во всех старых домах радиотрансляционные сети подведены к пультам управления ГО и ЧС. И в случае необходимости они могут прервать передачу и сообщить жителям экстренную информацию. Как нас заверили в РТС, такую информацию, как, например, требование срочно покинуть квартиры, можно распространить и в отдельно взятом микрорайоне и даже сообщить ее жителям нескольких домов. Так что, может и не стоит ради 14 рублей в месяц "рубить провода". Правда, услышит предупреждение о чрезвычайной ситуации лишь тот, чей радиоприемник работает постоянно.

Теперь несколько аргументов против. Проводное радио устарело и многих давно не устраивает из-за ограниченного количества программ. Кроме того, недоумение вызывают и некоторые юридические и финансовые вопросы. Например: радиотрансляционные сети, конечно, имеют право зарабатывать деньги. Но получать их по логике они должны не с граждан, а с радиокомпаний, чьи передачи транслируются. Тем более что никаких договоров на оказание услуг у РТС с гражданами нет. В итоге до сих пор непонятно, за что платит большинство абонентов: за радиоточку, трансляцию радиосигнала, поддержку в должном состоянии системы оповещения населения или предпринимательскую деятельность обслуживающей организации.

Ваше право

"Болевая" радиоточка

Если никакие доводы в пользу дедовского радио вас не убедили, а слово "репродуктор" навевает мысли о далеком прошлом, вы вправе отказаться от услуги, которой не пользуетесь. Правда, для этого вам придется набраться терпения и побегать по различным инстанциям. Одним звонком в жилконтору с требованием отключить точку и не начислять платежи не отделаться. Сначала нужно узнать координаты радиотрансляционного узла, обслуживающего ваш район, это подскажут в ЖЭС. Затем придется приехать в абонентский отдел этой организации, написать заявление об отказе от радиоточки и договориться о времени визита в вашу квартиру радиотехника. В течение недели он обязан прийти и выполнить все необходимые работы: обрезать провода на лестничной клетке и выдать соответствующую справку о том, что радиоточка в данной квартире отныне отсутствует. Полученную бумагу вместе с еще одним заявлением об отказе от платежа нужно будет предоставить в бухгалтерию ЖЭС. Лишь тогда "строчка о радиоточке" наконец окажется вычеркнутой из вашей квитанции.

Но даже если вы не включали репродуктор уже много лет и если все ненужные провода давно обрезаны, никто этого в расчет брать не будет. Свободным от уплаты за радиоточку вы почувствуете себя только тогда, когда техник лично убедится в ее отсутствии и зафиксирует сей факт в письменной форме.

Вот какие формальности нужно соблюсти, чтобы не оплачивать ненужную услугу. Многие ли решатся на такие хлопоты ради 14 рублей?

Как выясняется, желающие находятся: абонентский отдел радиотрансляционного узла принимает каждую неделю до 20-30 посетителей, обращающихся именно по этому поводу. У большинства из них радиоточка бездействует уже по 5-7 лет, но избавиться от ненужного платежа руки дошли только сейчас. Для кого-то стал важен момент экономии -полторы сотни рублей за год, другие просто хотят перестать оплачивать давно уже невостребованную коммунальную услугу.

Как ни странно, но оказывается,что гораздо проще пресловутую радиоточку установить, нежели отключить ее совсем. Для этого достаточно просто позвонить по телефону и вызвать мастера. Восстановление когда-то утраченной или установка дополнительной радиоточки обойдется поклонникам проводного вещания всего лишь в 10 рублей. Причем, количество дополнительных радиоточек в квартире - не ограничено. Радио можно провести хоть в санузел, плата за него не превысит все те же 14 рублей.

События рынка
Яна Гусева поделится секретами переговорного мастерства с риелторами Санкт-Петербурга

Всех, кому интересно повысить квалификацию в сфере психологии, приглашают на тренинг на тему «Психология влияния в риэлторских переговорах».

VI биеннале «Архитектура Петербурга»

Российская гильдия управляющих и девелоперов приглашает принять участие в VI ежегодном биеннале «Архитектура Петербурга», которое пройдет 18-24 апреля в Мраморном зале Российского этнографического музея.

Зеркало рынка и Ярмарка тщеславия

С первых дней своего существования Петербургская Ярмарка недвижимости стала зеркалом рынка, точно отражающим как общую ситуацию, так и наиболее яркие тенденции в каждом, представленном на выставке сегменте. Не стала исключением и Ярмарка, прошедшая в Экспофоруме с 28 по 30 октября 2016 года.

Чтобы купить недвижимость выгодно и надежно

Уже завтра, в пятницу, 28 октября в Экспофоруме откроется большая Ярмарка недвижимости, где более 300 компаний представят городскую, загородную, зарубежную и курортную недвижимость, технологии и материалы для загородного строительства.

Честные выборы на загородном рынке

28 – 30 октября в ЭкспоФоруме пройдет большая Ярмарка недвижимости. 300 компаний соберутся на одной площадке, чтобы представить городскую, загородную, зарубежную недвижимость, технологии и материалы для загородного домостроения.

Аналитика
Объем предложения мест в коворкингах Петербурга увеличился на 12% с января

По данным Maris, по итогам первого квартала 2022 года в Петербурге на 11,7% увеличился объем предложения в коворкингах, плюс 930 рабочих мест. Сейчас в городе открыт 81 коворкинг.

Покупка недвижимости в лизинг: чем это грозит?

Нестабильность отечественной экономики привела к снижению инвестиционной привлекательности рынка недвижимости. Эксперты говорят о растущих рисках, связанных с приобретением

К пожизненной ренте подключилось государство

С 1 января 2015 года вступает в силу закон Петербурга «О финансировании расходов, связанных с заключением договоров пожизненной ренты». Документ предусматривает возможность

Основания выдачи пакетов из ячейки при не совершении сделки

Когда покупатели, продавцы, их агенты обращаются в Расчётный центр, то, как правило, все подготовительные работы по заключению сделки уже проведены. Воодушевлённые предстоящей

Что делать, если банк – банкрот, а в сейфовой ячейке находятся деньги?

«Неустойчивое положение банков в череде продолжающихся отзывов лицензий вызывают у пользователей банковских ячеек единственный вопрос: как получить содержимое ячейки, если

В базе недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области содержится информация об объектах недвижимости. Наша база постоянно пополняется новыми объявлениями об аренде и продаже квартир в новостройках, офисов и прочих объектах коммерческой недвижимости, а так же вторичной недвижимости в Санкт-Петербурге. Удобная система поиска позволяет осуществлять подбор нужного объекта по району, станции метро, стоимости и многим другим параметрам, в том числе по рекламодателю — агентству недвижимости или застройщику.

рекламаг